
Burzum
"Filosofem"
Cymophane/Misanthropy Records, 1996.
Каждому, кто имеет хоть отдаленное представление о скандинавском
блэк-метале, знакомо имя Кристиана "Варга" Викернеса, и его проекта
Burzum, во младенчестве именовшегося Uruk-Hai. Сей малый
является наверное, самой одиозной фигурой одного из самых одиозных
направлений в экстремальной музыке. Молодой Кристиан, стоявший у истокив
движения, наряду со своим приятелем Ойстеном "Юронимусом" Аарсетом
(Euronimous), прогремел на весь андеграунд, и отчасти за пределами оного
после того как убил первого в собственной квартире, якобы на базе
идеологических разногласий. На этом факте можно было и ограничить внимание к
Варгу как последователю Герострата, не окажись у первого определенного
таланта, едва ли ни большего, нежели у его жертвы.
В отличие от группы
Аарсета, Mayhem, тяготевшей к thrash/death корням старой школы и
придерживавшейся до определенного времени гаражной эстетики, проект
Викернеса претендовал на идеологическую элитарность, от текстов песен, до
заявлений в прессе и внешнем оформлении своих работ. В отличие от
ксеро-качества ранних альбомов соратников по борьбе (Darkthrone,
Mayhem), альбомы Burzum издавались в оформлении, по
изысканности и качеству исполнения не имеющих равных даже среди столпов
мэйнстрима. В частности, в оформлении настоящего альбома (как и трех
предыдущих) использованы работы замечательного норвежского художника Теодора
Киттельсена (1857-1914), черпающие вдохновение в красотах первобытной
природы Норвегии и темных сторонах "преданий старины глубокой". Из всех
альбомов Burzum, Filosofem ("Мудрость") воспринимается прессой
наиболее неоднозначно. Это последний альбом, записанный им "на воле"
(Викернес получил за убийство высшую меру в Норвегии - 21 год тюрьмы), и
документирует поворотный момент в эволюции как его идеологических воззрений,
так и музыкального жанра проекта. В силу последнего обстоятельства, а также
особенностей звукорежиссуры, как блэк-металисты, так и поклонники dark
ambient, зачастую не воспринимают альбом как целостную работу, и понять
можно и тех и других.
Альбом начинается тремя блэк-металическими
композициями в стиле, нащупаном на альбоме Det Som Engang Var, и развитом на
следующем за ним Hvis Lyset Tar Oss, - размеренный среднетемповый блэк с
характерным агонизирующим вокалом, и простенькой печальной мелодией
пробивающейся сквозь стену гитарного дребезжания. На этом диске стена
гитарного шума и реверберации толще чем ранее, вокал прибран на задний план
и пропущен через примочку, но слова всё-таки кое-где разбираются. В
результате такой обработки звука человек, не знакомомый со звуковой
эстетикой первобытного сырого блэк-метал, вряд ли разберет что-нибудь с
первого раза, и неизвестно, захочет ли он что-либо раскапывать дальше. Хотя
все три упомянутые композиции достаточно равновесны, первая, Dunkelheit,
обладает более цепкой мелодией и запоминается лучше. Испытание для
слушателей начинаются дальше, с четвертого номера, удачно озаглавленного
Decreptitude I,
(от
английского decrepit - ветхий, дряхлый, старый). В течение 7 с лишним
минут Варг под запредельно препарированную гитару и какое-то побрякивание на
заднем плане выводит жуткую звуковую панораму, невпопад выдавливая из себя
слова, произносимые голосом смертельно раненой гиены. Это уже не блэк, еще
не дарк эмбиент, и даже не индастриэл, а нечто находящееся в середине
воображаемого треугольника, образованного этими тремя точками отсчета. Эта
композиция могла бы служить иллюстрацией к картине Киттелсена
Musstaad, репродукция которой изображена на вкладке (см. справа).
Далее наступает момент, который является основным камнем предкновения.
После получасовой "чистки ушей с песочком" возникает тихий, минималистский
номер длиной аж 25 минут, настолько разреженный и незаметный, что в нем
невероятно трудно уловить каую бы то ни было динамику, как, например в
работах Клауса Шульце (музыканта, повлиявшего не на одного экстремиста)
периода около 72-74 годов. Даже по мелодии и средствам реализации эта
композиция с невероятным названием Rungang um die transzendentale Saule der
Singularitat ("Путешествие вокруг трансцендентных столпов сингулярности" -
да простят меня владеющие немецким, я переводил это с английского перевода и
невзначай сыграл в "глухой телефон" - Д.М.) этот номер мог легко оказаться
на шульцевских Blackdance или Picture Music. Этот же номер и стал основным
яблоком раздора - я видел рецензии где он назывался единственным на альбоме,
достойным внимания, и наоборот. Конечно, внезапный переход от черного
скрежета к эфирной пьесе не способствует плавности восприятия, но в
эмоциональном отношении альбом течет более гладко, нежли может показаться на
первый взгляд. Завершается "Мудрость" альтернативной, инструментальной
версией Decreptitudе, где слушатель постепенно возвращается из полусонного
транса к скрежещущей реальности.
Несмотря на существенный опыт
прослушивания экстремальных опусов, мне пришлось прокрутить этот 64-минутный
альбом раза три, прежде, чем я смог настроить свои органы слуха на
восприятие этого альбома, и я могу сказать, что работы, в которых так
отражена эстетика распада и тоска по утеряному и полузабытому миру, ныне
доступному сквозь легенды и предания старины (недаром масса чернометалистов
так поклоняется Толкиену), всречаются нечасто. Буклет содержит несколько
репродукций картин Киттельсена, от его "природных" произведений, до рисунков
из его цикла "Черная Смерть", и очень похоже, что Викернес писал свою
"Мудрость" под сильным их влиянием, и его минималистские и черезвычайно
"сырые" блэк и дарк эмбиент соответствуют черно-белым карандашным наброскам
художника, где "краски неярки, и звуки нерезки" (второе, правда, не следует
трактовать буквально). Этот альбом адресован маргинально настроенной
публике, например "новым язычникам", или наиболее радикальной фракции
эскапистов, а также людям интровертного склада, увлекающимся шумовыми
экспериментами.
Д.М.
Август, 2003