
Holger Czukay with Rolf Dammers
"Canaxis"
Spoon Records,
1969.
С начала 90х годов прошлого столетия, в поп-культуре стали, как
чума, плодиться всевозможные диджеи, вылезшие из дискотек в студии и
принявшиеся издавать накрошенную танцевальную музыку под шаблонными
вывесками DJ <вставить имя> . Идеи семплинга (т.е. нарезки
существующего материала и оформления оного как самостоятельного салата или
приправы к горячему), составляющие основу для их жизнедеятельности, были со
скандалом запущены в оборот группами Negativeland и KLF в
середине 80х, и хотя до сих пор воспринимаются как нечто
андеграундно-револционное, имеют на удивление почтенный возраст.
Как-то
в Живом Журнале случилась небольшая
дискуссия на тему подпольной музыки, и хотя центральной идеей была
возможность самому генерировать информацию, сметя таким образом монополию
поп-индустрии, такой подход опирается на наличие современных технических
средств, вроде звукового редактора в персональном компъютере. Эта дискуссия
странным образом напомнила мне о делах давно минувших дней, когда слово
компъютер у людей, не общавшихся с предметом по производственной
необходимости, ассоциировалось с человекоподобным роботом с лампочкой вместо
носа, вещающем что-то дурным голосом на плохом языке. Документом той эпохи,
и пожалуй, одним из первых альбомов, практически целиком построенном на
сэмплинге, была совместная работа Holger Czukay (в русской транскрипции
упоминаемого как Холгер Шукай) и Rolf Dammers, записанная за одну ночь в
феврале аж 1968 года на студии одного из пионеров электронной музыки и
европейского послевоенного авангарда, Карлхайнца Стокхаузена. Альбом был
записан за месяц до основания эпохального Can (основным идеологом
которых Шукай и являлся), в связи с которым последний и известен всем тем,
кому он известен. Настоящий же альбом, отпечатанный в 1969м году на
шукаевские деньги в количестве 500 экземпляров, был коллеционной редкостью
(впрочем, слишком малоизвестной для того, чтобы вызвать переполох на
Сотбиз), пока не был переиздан в 1995 году на волне чисто случайной, и
длившейся недолго, моды на Краутрок. Последнее неудивительно - даже на фоне
музыкального хулиганства вроде двойного альбома Can "Tago Mago"
(United Artists, 1971), Канаксис - крепкий орешек для случайного слушателя,
и грызть его придется долго, прежде, чем добраться до вкусного.
Альбом,
изначально называвшийся "Canaxis 5", и состоиявший из двух композиций, по
одной на сторону пластинки, на компакт-диск издании дополнен двухминутным
бонусом, всё вместе продолжается 40 минут. Первая из них, "Boat-Woman-Song"
представляет собой звуковой коллаж, основанный на записи пения двух
неизвестных вьетнамских женщин, звуковой подложкой для которого является
многократно повторяющиеся, закольцованные и реверберирующие звуки
болгарского хора, с появляющимся там и сям прочим звуковым хламом. Собранные
по крупицам, и изначально неотносящиеся друг к другу звуки собраны в
этно-психоделический коктейль, обретающий некое подобие формы на пятой
минуте, когда появляется Шукай со своей бас-гитарой и начинает играть что-то
акынское. Постепенно пейзаж меняется - вьетнамки растворяются где-то на
заднем плане, там где раньше были болгары, уступая место замедляющимся
отзвукам хора, которые затем мешаются с невнятными звуками восточной музыки,
и бормотанию, отдаленно напоминающему горловое пение, и снова по кругу - к
болгарам, растворяющимся в беспорядочных пост-индустриальных звуках на
последней минуте. В этом номере есть что-то пост-апокалиптическое, не
столько потому, что события той эпохи, освеженные фильмом Apocalypse Now
вызывают у европеоида определенные устойчивые ассоциации, а потому, что в
этом пении есть что-то не по-человечески дикое, первородное, оттененное
сдержанным и смиренным звуком болгарского хора. черно-белая кинохроника
столкновение миров, и углей после оного.
Заглавный номер -тихий
медитативный коллаж, построенный на закольцованных записях записях японской
музыки Кото, с похожим, но более внятным бормотанием-камланием. Вероятно,
потребует от слушателя большего терпения, особенно после дикой
"Boat-Woman-Song". Временами кажется, что в течении композиции ничего не
происходит, в эти моменты прослушивание номера сродни наблюдению за
вращающейся пластинкой или струей воды из-под крана. Для адекватного
восприятия этой композиции, а затем и альбома как целого произведения
следует прослушать его не один раз, различая каждый раз новые детали,
восстанавливая картину раз за разом. Для этой цели можно было бы например,
запустить диск на бесконечный повтор, если бы не упомянутый ранее бонус.
Двухминутная запись одного из первых выступлений Шукая на радио, датируется
невероятным 1960 годом (если нет опечатки, - Холгеру тогда было 22 года) и
предствляет собой симпатичную, но выдернутую из контекста тихую джазовую
композицию, из тех, что появляются в лирические моменты за кадром в кино.
Смотрится несколько странно рядом с основным материалом, и скорее всего,
дописана "до кучи" как раритет, ибо изначально отпечатана в количестве 4
экземпляров, только для членов группы.
По ряду причин, не в последнюю
очередь из-за эстетического успеха шукаевского Can, этот альбом
остался в тени и не получил, как мне кажется, должного внимания. Это редкий
случай, когда альбом представляет собой как исторический, так и музыкальный
интерес. Необходим всем, кто интересуется коллажной, эмбиент,
экспериментальной музыкой, и шумовыми экспериментами.
Д.М.
Декабрь, 2003 |