Sabbat
"Dreamweaver"
Noise Records, 1989.
Все, кто следил за трэш метал сценой, помнит расцвет жанра в середине-конце 80х (Bay Area сцена в Америке и немецкая в Европе), затем мутацию части исполнителей в death metal (это касалось в основном Европы, поскольку во Флориде к тому моменту death metal уже был установившимся жанром), и постепенное вымирание остальных; в 90е годы трэш болтался на задворках экстремальной сцены. В географическом же отношении в исследуемое время на задворках экстремальной сцены болталась Англия. Так или иначе, исходя из соображений статистических было бы бессмысленно ожидать каких-либо чудес от суровых английских металистов к концу 80х. Однако, как писали Ильф и Петров, "одного не знает статистика..."
А упомянутая статистика всё же дала слабину, потому что в конце 80х в Англии существовала группа Sabbat (не имеющая отношения ни к японским блэк-металерам с тем же названием, ни к Black Sabbath). Сам по себе факт нетривиален по причине полного отсутствия в Англии в те годы трэш-сцены как таковой. Издавались англичане на Noise Records, и смотрелись не то чтобы неплохо на фоне континентальных собратьев, а я бы сказал, были посерьезнее. Группой заправлял Martin Walkyier, а на гитаре там наяривал в том числе некто Andy Sneap, который сейчас продьюсирует (впрочем, довольно посредственно) примерно треть современных thrash-альбомов. Sabbat выпустил три альбома, после чего разбежался. Валькиер не любил христианскую церковь, и пел на языческие темы (хотя откровенных анти-христианских выпадов в духе скандинавского БМ не было). По всей видимости, остальных членов группы это как-то напрягало, посему Валькиер после второго (лучшего из трех) альбома ушел, и организовал Skyclad, благодаря которому и известен.
Sabbat, кроме более плотного и склонного к "черноте" звука отличался еще замечательным, а по металическим меркам, просто феноменальным лирическим наполнением, Валькиер вообще, мне кажется, один из лучших авторов текстов в истории западного рока. Альбом "Dreamweaver" (являющийся кстати, редкостью, поскольку не издается уже лет десять) написан по мотивам книги Байана Бейтса "The Way of Wyrd". Бейтс, будучи профессором Брайтонского университета, проделал работую, схожу с той, что проделал Толкиен, а именно написал историческую новеллу (изданную в 1983 году) о дохристианских культах современной Англии. Главный герой книги, священник Уат Брэнд, отправляется на новые замли дабы произвести "разведку боем", чтобы выяснить как можно больше подробностей о языческих и шаманских культах, чтобы более эффективно вести с нии борьбу. Столкновение с последними (в лице шамана по имени Wulf) приводит к пересмотру Брэндом своего мировоззрения. В отличие от толкиеновского труда, книга Бейтса не населена вымышленными расами вроде эльфов, и существенно более "приземлена" к реальным историческим фактам. Практики, описываемые Бейтсом в книге, можно соотнести с тем, что нынче называется New Age (имеется ввиду не собирательное название фоновой музыки, а субкультура и вне-христианские традиции, вроде Викка и им подобных), в том числе шаманские ритуалы и использование слабых наркотических средств (на обложке - грибы и сцена в круге). Однако вместо ожидаемого сопливого поп-готического метала (ассоциируемого с New Age субкультурой, когда речь заходит о тяжелой музыке, усердными стараниями бездарной австрийской конторы Napalm Records) нас ждет встреча с плотным, энергичным и хмурым трэшем с заметными black и death поветриями. Усердная работа ритм-гиратиста на инструменте, отстроенном ниже, чем обычно в этом жанре, создает хмурь, хараткерную для современного black metal, тяжеловесные бас-гитара и ритм секция наводя на мысли о нарождавшейся thrash-death сцене (на ум приходят ранний Pestilence или Holy Moses периода Terminal Terror), а структура песен типична для thrash - многочисленные брейки, акустические вставки и смены ритма, синкопы, соло на двух дуэлирующих гиртарах, и прочее. Отдельно следует упомянуть вокальную манеру Мартина Валькиера - скорострельный, едкий вокал, напору которого позавидовали бы многие рэпперы, не говоря уже о собратьях по жанру. За каждую песню (в среднем длиной 6 минут) Мартин успевал спеть средней длины поэму (полный текст альбома втиснут на 9 страниц в три колонки мелким шрифтом).
Сорокачетырехминутный альбом состоит из коротких вступления и коды, плюс 7 полновесных номеров, из которых все, кроме одного выполнены в описаном ключе. Единственное исключение - несколько неожиданный акустический номер "The Advent of Insanity" под гитару, виолончель, и скрип весел (лирический герой исполняет ее на лодке). На этом номере Мартин пытается петь что называется, "чистым голосом", и хотя выходит у него нечто неуверенное и угловатое, Станиславский скорее бы поверил этому исполнению, чем какой-нибудь стндартной пауэр-балладе. В музыке проглядывают кельтские тона, которые по-настоящему расцветут в дочернем Skyclad.
При всех прелестях этого альбома - а я считаю его одним из выдающихся альбомов жанра - остается совершенно непонятно, по какой причине он так и не вышел из культового статуса, в то время как более халтурные поделки переиздаются уже неоднократно. Возможно, смысловая нагрузка оказалась запредельной для целевой группы, и альбом, что называется, "прошел над головами". Любопытно, что подобная история повторилась и со Skyclad - интеллектуально насыщенный фолк-метал оказался без слушателей, предпочевших тривиальщину про "пиво и баб". Если вам (как мне в свое время) повезет увидеть этот диск в продаже, обязательно приобретите его. В настоящее время Мартин Валькиер, покинувший Skyclad в 2001 году, реформировал группу под названием Return to Sabbat, но запись нового материала пока (на весну 2004) не планируется.

Д.М.
Март, 2004